Среда, 16 января, стала днем ряда экономических заявлений сразу и от президента Владимира Путина на совещании в Кремле, и от председателя правительства Дмитрия Медведева, и от высокопоставленных чиновников из ЦБ и Минфина на форуме «Россия и мир: вызовы интеграции».

Общее во всех выступлениях: прошлый год удалось прожить не худо, а теперь грядут новые напасти, причем такие, каких и не ждали.

Президент Владимир Путин выступал на совещании в Кремле по экономическим вопросам. Он считает экономические итоги 2012 года «сравнительно удовлетворительными».

В пользу этого говорит следующее. Рост ВВП за январь-ноябрь прошлого года составил 3,5%. Год завершился с низкой, как по российским, так и по мировым меркам безработицей - 5,4%. Бюджет 2012 года, по предварительным оценкам, исполнен без дефицита. Рост реальной заработной платы за 11 месяцев составил 8,8%.

Беспокоит В. Путина вот что. «Годовой рост ВВП замедляется, в ноябре он был всего 1,2%, тогда как за первые месяцы прошлого года составлял 4,9%, в целом во втором квартале рост составлял 4%, а в третьем упал до 2,9%. Затихающую динамику демонстрирует и промышленное производство, и инвестиции. Наблюдаются некоторые проблемы и в сельском хозяйстве», - цитирует президента ИТАР-ТАСС.

Далее президент сказал про то, что следует сделать. Как обычно – ничего конкретного. Конкретным было бы принять какую-то сторону в споре о том, куда деньги девать. Либо тем или иным способом раздавать их людям, чтобы они шли в магазины и покупали товары – а тогда производителям будет и сбыт и счастье. Либо раздавать деньги производителям, чтобы они, выпуская нечто, платили зарплаты работникам и тащили бы ВВП ввысь.

Но президент просто дал понять, что в курсе спора: «… некоторые эксперты считают, что в условиях, когда задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне, поддержка спроса менее эффективна и приводит не столько к росту выпуска продукции».

И традиционно предложил формулу, против которой не сможет протестовать ни та, ни другая сторона. Он сказал, что с одной стороны, надо «не увлекаться стимулированием спроса, а создавать условия для инвестиций». А с другой стороны, следует «… проанализировать, действительно ли в текущей ситуации меры в этом направлении исчерпаны или, наоборот, на фоне европейской рецессии имеет смысл еще немного простимулировать спрос мерами бюджетной или монетарной политики».

В любом случае надо, добавил президент, «определить дальнейшие конкретные шаги по поддержке инвестиций, которые необходимо направлять в первую очередь на развитие дорог, коммунальной инфраструктуры, да и вообще на развитие инфраструктуры».

Доводы сторонников экономии денег понятны. Мол, можно их направить, скажем, на строительство фабрик и заводов. Но если не будет повышаться платежеспособность населения – а она падает, то их продукцию придется выкупать за деньги налогоплательщиков, если просто не продавать эти фабрики и заводы под казино. А деньги надо направить на то, чтобы избавляться от нефтяной зависимости, когда все доходы всех граждан страны, от самых богатых до самых несчастных, прямо зависят от цены нефти. То есть – на образование, здравоохранение и борьбу с засильем бюрократии. Вот это – государственная, мол, задача, а не постройка чулочной фабрики в глубинке.

Сторонники выдачи и освоения денег имеют свои резоны и доказательства. Якобы, главное построить мануфактуры, дать работу людям, а там видно будет, как научиться выпускать конкурентоспособную продукцию.

Путин угодил и тем, и другим. И спрос призвал поддерживать, и инвестиции привлекать (государственные, надо полагать, в первую голову).

Еще проще звучал в среду призыв председателя правительства Дмитрия Медведева. Он публично дал задание вверенному ему правительству: «Основная цель правительства на ближайший период - обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5% ВВП. На этой основе добиться стабильного роста благосостояния российских граждан».

Д. Медведев, выступил на форуме «Россия и мир: вызовы интеграции». После него говорили другие чиновники. Ярко выступил первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. Он будто ответил на реплику В. Путина, прозвучавшую почти в те же минуты в Кремле: «Затишье на финансовых рынках, может оказаться лишь временным, и к этому российские власти должны быть готовы». А. Улюкаев сказал, что мир на пороге «валютной войны».

«Что мы имеем в области глобального регулирования фискальной политики, политики управления долгом? Мы имеем здесь очень серьезный дисбаланс. Я считаю, что ситуация здесь не улучшается, а ухудшается. Мы на пороге очень серьезных, мне кажется, конфронтационных действий в области того, что называется, может быть, излишне эмоционально, валютными войнами».

Потом Улюкаев рассказал про решение нового правительства Японии, касающееся «уронить» йену. Отметил, что такую политику проводят и некоторые другие коллеги «из уважаемых центральных банков и уважаемых правительств… И это путь не к единству, а к сепарации, сегрегации, раздела на отдельные зоны влияния, вплоть до очень острой конкуренции, вплоть до мировых торговых и валютных войн, что, безусловно, контрпродуктивно», - горячился первый зампред Центробанка.

Чтобы наступивший год вообще медом не показался, стоит прочесть еще и последний доклад Всемирного Банка (ВБ) «Глобальные экономические перспективы» (Global Economic Prospects).

Президент группы Всемирного банка Джим Ён Ким излагает позицию банка просто: «Процесс восстановления экономики остается неустойчивым и неопределенным, омрачая перспективы быстрого улучшения ситуации и возвращения к более уверенному экономическому росту».

ВБ понизил прогноз на 2013 год, теперь банк ожидает подъема на 2,4% (в октябре ожидался рост на 2,5%), в 2014 году - на 3,1%, в 2015 году - на 3,3%. По итогам 2012 года рост мирового ВВП составил 2,3%.

«Надежды на U-образную траекторию восстановления экономики сменились надеждами на W-образную траекторию, и теперь "алфавитный" прогноз мирового роста становится все более затруднительным», - цитирует «Финмаркет» старшего вице-президента и главного экономиста Всемирного банка Каушика Басу.

Однако рост ВВП России в 2013 году ВБ оставил без изменения: в 2013 году - на уровне 3,6%, в 2014 году - ускорение роста до 3,9%, в 2015 году - до 3,8%

Отредактировано lena (2013-01-28 01:20:15)