Исследование МСП-банка, работа над которым шла два года, в итоге показало, что, невзирая на все проблемы, бизнесом на муниципальном уровне занимаются неисправимые оптимисты.
В 2011 – 2012 годах банк малого и среднего предпринимательства вел опрос руководителей малых фирм и микропредприятий. В нем приняли участие 1220 руководителей малых фирм и микропредприятий из 16 регионов. В концу этого года данные обобщили. Выяснилось, что местные бизнесмены сохраняют оптимизм несмотря на то, что больнее всего глобальный кризис ударил именно по ним. И «смертность» в их рядах выше, а у тех, кто выжил, сильно упали объемы производств.
Сами предприниматели признают, что вслед за микробизнесом, большей частью семейным, немалый урон понесли малые предприятия. Но они очень быстро вошли в восстановительный ритм, уже в начале 2011 года компенсировав потери, хотя уровня 2008 года не достигли. А в 2012 год малый бизнес чувствовал себя еще уверенней.
У среднего бизнеса объем деятельности упал меньше, чем в других сегментах предпринимательства. Но и последствия кризиса оказались для него существенными. Тем не менее, и этот средний сектор вступил в 2013 год с большей, чем год назад, уверенностью.
Год назад настроение у бизнесменов было хуже. На фоне сдержанных оценок итогов 2011 года к концу этого года большая часть предпринимателей верила в положительную динамику своего бизнеса. Самая большая доля позитивных ответов пришлась на сферу торговли и на промышленную деятельность – почти 30%. Большего всего негативных оценок дали сельскохозяйственные предприятия – 25%.
По исследованию выходит, что малый и средний бизнес по-прежнему главным источником инвестиций считает собственный капитал. Только 14,3% опрошенных предпринимателей намерены привлекать деньги извне. Особенно велика доля предприятий, намеренных финансировать развитие бизнеса своими средствами, в сегменте среднего бизнеса – 78%, а в отраслевом разрезе – в строительстве (79%).
Вторым источником привлечения средств бизнесмены на местах назвали банковские кредиты. Каждый третий респондент говорит, что обратится в банк. В группе среднего бизнеса доля таких предпринимателей составила 44% от общего числа ответивших на этот вопрос анкеты, а еще 22% бизнесменов средней руки не исключают возможность оформления кредита. Чем стабильнее финансовое состояние предприятия, тем охотнее его руководитель обращается к банковским услугам – 36% относительно благополучных предпринимателей точно планируют заключить кредитный договор.
Ставку по кредиту выше 10% годовых считают справедливой 42% предпринимателей. Их устраивают банковские ставки выше ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас – 8,5%), но в пределах 10% годовых.
Большинство опрошенных больше полагаются на свои силы не только в деле привлечения финансов. Также они редко пользуются услугами лизинговых компаний. Еще реже - обращаются к деловым партнерам за займами. 66,5% респондентов, по предварительным итогам года, сказали, что «точно не воспользуются возможностями лизинга». 68,5% опрошенных твердо заявили, что ни за что не попросят деньги взаймы у партнеров. Любопытно, что 83% не будут одалживать деньги у друзей и родственников.
Эксперты двояко оценивают это обстоятельство. С одной стороны, это проявление высокой степени ответственности, считают они. С другой – это свидетельствует о снижении доверия.
Важно еще вот что. Подавляющая часть предпринимателей бросать дело не намерены. Даже в случае непредвиденных обстоятельств они пытаются продолжить бизнес, пусть и в другой сфере деятельности, как это случилось с большинством руководителей разорившихся микропредприятий. Принцип прост: «Раз не получается с освоенным занятием – начнем пробовать себя в иной ипостаси», так рассуждают деловые люди. При этом только 23,4% участников социологических обследований сказали, что могут обратиться за государственными субсидиями. Предприниматели признают важную роль финансовой поддержки государства, но в их среде распространена формула «Не надо нас поддерживать, лучше перестаньте давить налогами».
Это понятно. В силу разных причин доступ к бюджетным средствам получает ограниченное количество бизнесменов, зато налоговое бремя одинаково давит на всех. На помощь государства большей частью уповает аграрный бизнес – 74% против 58% в промышленном производстве.
За снижение налоговой нагрузки и снятие административных барьеров высказались соответственно 79,7% и 74,9% респондентов. И это мнение мало изменилось в течение двух последних лет – 2011 и 2012 гг.
Схожие оценки дает и европейское деловое сообщество. Согласно исследованию Европейской комиссии по предпринимательству, основными препятствиями для ведения бизнеса западные бизнесмены назвали недостаток финансов – 81% и административные барьеры – 71%.
«Если бы все региональные и местные власти сократили сроки рассмотрения заявок на строительство так, как это делают в Тюмени или в Сургуте, то мы занимали бы не 178-е место в мировом рейтинге условий для ведения строительного бизнеса, а 80-е», - говорил в конце декабря министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, в двух этих сибирских городах выдают разрешение на начало возведения капитальных объектов в течение 150 дней, а есть города – даже региональные центры, где такая же процедура тянется 450 дней. Заявление министра прозвучало по окончании в Москве круглого стола «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам», организованного газетой «Ведомости» и Агентством стратегических инициатив (АСИ) при участии Клуба лидеров. На вопрос о возможном сопротивлении бизнеса, в частности, строительных СРО, А.Белоусов ответил твёрдо: «Бизнес не сопротивляется».
АСИ, реализующее Национальную предпринимательскую инициативу по улучшению инвестиционного климата в стране, подготовило дорожную карту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Она предусматривает сокращение срока рассмотрения разрешительных документов на начало строительных работ с 423 дней в 2012 году до 130 – в 2013 году, а в конечном итоге к 2020 году – до 56 дней. Количество процедур должно уменьшиться в 2013 году до 15 с прошлогодних 51, а к 2020 году – до 11. «Внедрение стандартов утвержденной правительством «дорожной карты» для строительной отрасли идет со сложностями, значит надо вернуться к ней и внести нужные коррективы, - отметил А. Белоусов. - Особенно в той части, которая касается ответственности муниципальных властей».
Так что федеральная власть знает о проблемах бизнеса и на местном уровне. Наверняка знает и про то, что эффективность взаимодействия местной власти и местного бизнеса – крайне низкая. Такой вывод следует из результатов еще одного исследования «Муниципальная власть и малый бизнес», проведенного в прошлом году «Опорой России». Обследование показало, что только около 10% глав муниципалитетов, изученных холдингом «Опора-кредит», действительно понимают, что им нужно развивать. И это понимание, по словам нового президента «Опоры России» Александра Бречалова, трансформируется в конкретные программы и в дальнейшем – в деньги на реализацию муниципальных планов.
Особой настройки в связи с вступлением России в ВТО требует аграрный бизнес. А Бречалов считает, что фермеров можно освободить от уплаты части налогов на время старта, как минимум на три года. Они и без вступления в ВТО были в сложном положении, а теперь их положение может еще больше ухудшиться, говорит президент «Опоры России». Он убежден, что программы социально-экономического развития субъектов Федерации должны составляться на основе муниципальных стратегий.
Такую норму следует закрепить и в новом федеральном законе о государственном стратегическом планировании, считают и аналитики, в частности, в Клубе экспертов местного самоуправления.
Помехи для малого и среднего бизнеса 2011-2012 годов,
в % от числа опрошенных
28 – снижение спроса на продукцию/услугу;
15,2 – последствия кризиса;
13,8 – избыточная налоговая нагрузка:
12 – давление конкурентов;
8,3 – коррупция , бюрократия, несовершенство законодательства;
8 – рост издержек;
14, 7 – затруднились выделить «главный тормоз».