Среди продолжающихся весь год поисков рецептов спасения от ожидаемого витка кризиса выделяется предложение, которое выдвинули президент ОАО РЖД Владимир Якунин и экономический советник президента Сергей Глазьев.

Новый тренд – кооперироваться с Европой, и прежде всего – с итальянцами.

Этой осенью в университете Боккони в Милане прошла конференция «Трансъевразийский коридор развития. Миланская платформа: новое измерение сотрудничества». С российской стороны участвовали Владимир Якунин и Сергей Глазьев, а также председатель правления «Миллениум банка» Михаил Байдаков и директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. От итальянцев выступал Франко Бассанини, глава европейского Клуба долгосрочных инвесторов, президент банка развития Cassa Depositi e Prestiti, в прошлом министр по делам государственной службы и регионального развития Италии.

Участники дискуссии договорились отыскать «мотор», который вывел бы мировую экономику из глобального спада. По их мнению, они с задачей справились, открыв новые перспективы российско-итальянского и российско-европейского сотрудничества. Они назвали одной из главных стратегий такого сотрудничества новую индустриализацию пространств Евразийского континента. В официальных пресс-релизах сказано про этот проект, что он «является важным шагом в процессе европейско-российского сотрудничества, и должен стать основой для близкого диалога между Европейским Союзом и формирующимся Евразийским Союзом».

На самом деле, похоже, все проще. Мы предложили попробовать использовать наши ресурсы вместо китайских для производства разного рода товаров, которые делать в Европе выйдет дорого по причине высоких зарплат тамошних жителей. Или потому, что часто имеются в виду «грязные» производства, отравляющие все в округе.

Однако это – журналистская, то есть – дилетантская, бытовая транскрипция важного события. На ученом языке говорится иначе: идея Трансъевразийского коридора (пояса, оси) развития оппонирует традиционной парадигме линейного роста. Слово Razvitie (английское development – не вполне точный аналог) здесь обозначает создание макрорегионального поля генерирования общественного богатства – в качестве новой платформы производства и потребления новых товаров, услуг и технологий. Формирование такой макрорегиональной системы должно находиться в рамке инфраструктурного проекта Трансъевразийского коридора развития, объединяющего экономики Европы (особенно Италии), России и азиатских стран (Казахстана, Китая, Японии, Кореи)».

Участники дискуссии и аналитики отмечают еще, что наднациональная надстройка свяжет разделенные сейчас блоки геополитических и корпоративных интересов и позволит создать операционный механизм интеграции разных институциональных структур и разных международных агентов для всеобщего движения от рецессии к развитию, а затем и к постепенному экономическому росту. В принятом в результате «мозгового штурма» в Милане документе, они предложили мировому деловому сообществу и правительствам развитых экономик переосмыслить принципы глобализации и сформировать устойчивый и справедливый мировой порядок посредством создания инновационно-активных макротерриторий без оглядки на государственные границы.

Вот как обозначил итоги дискуссии Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований имени Е.Д. Шифферса: «Возникновение инвестиционных пространств широкой экономической интеграции продиктовано отсутствием реалистичных представлений о направлениях развития мировой экономики. Надо выходить, прежде всего, за рамки либеральной парадигмы в сфере управления финансами с ее идеалом краткосрочных спекулятивных сделок, указывается в Миланском меморандуме, призывающем правительства и глобальный бизнес к совместным действиям в интересах всех людей планеты».

Ученый отметил, что новый кризис будет совсем не таким, каким был его предшественник в 2008-2009 гг. В экономике США рецессия может затянуться надолго. В Европе по-прежнему сохраняется угроза развала экономического союза. В Китае тоже наметился спад темпов экономического роста, хотя это не исключает возможность перехода расчетов значительного объема международной торговли на юани. В такой ситуации Россия не может становиться периферией все еще сохраняющейся геоэкономической доминанты США и продолжающей расти, несмотря на отрезвляющую статистику прошлого года, экономической мощи КНР.

Обладая беспрецедентным запасом экономической прочности, благодаря природным ресурсам и преимуществу географического положения (см. таблицу), наша страна имеет уникальный шанс предложить планете глобальный мобилизационный план. Он видится всем нам, участникам миланской дискуссии, в создании совместными усилиями правительств и корпораций мультиинфраструктуры – Трансевразийского пояса развития на основе действующих на территории России Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской железной дороги. Но к этим дорожным коридорам нужны еще современные автомобильные дороги в России и Казахстане, энергомосты, связывающие энергетику всех стран, участников создания нового плацдарма экономического развития. Схематично проект предполагает развитие:

- сверхскоростного транспорта и современных наземных путей сообщения;

- новых городов и экономически активных территорий на 100 км по обе стороны «нового шелкового пути»;

- новых отраслей промышленности в Европе, России, Казахстане, Китае, а именно: лазерной индустрии, наноалмазов, новых электронных приборов и новых умных станков.

Прошлым летом на экономическом форуме в Астане эксперты разных стран и различных взглядов пришли к выводу, что одной из форм интеллектуальной интеграции научного мира может стать инсталляция нового языка, который позволит перешагнуть узкодисциплинарный язык экономизма. Ключевой концепт нового языка – развитие. То есть естественный цикл воспроизводства деятельности. И цикл этот целенаправленно планируется, что предполагает управление развитием. А это уже – возможность инициировать эпицентр развития, связанный с введением новой прорывной технологии массового употребления, которая затем тиражируется в целом ряде отраслей. Именно такой платформой может стать Трансевразийский пояс (полюс, коридор) развития по указанной выше схеме с новыми поселениями и новыми формами трудовой занятости населения. В этом заинтересованы все основные цивилизованные группы стран. Со временем предложенный учеными и экспертами мультипроект может стать основой формируемой общепланетарной системы коридоров развития.

По большому же счету в Милане замахнулись на замену существующей модели мира. Сейчас в ней доминируют США. Предложено создать противовес.

Ученые отметили, что после разрушения Берлинской стены, а с ней и биполярной системы мир несколько лет жил с иллюзией, что однополярная модель с доминированием экономической и военной силы США останется надолго. Но финансовый кризис в самих штатах поразил весь остальной мир и развеял иллюзию. Реальное состояние еврозоны и появление БРИКС свидетельствуют, что многополярная система стала неизбежностью мирового развития. Любые попытки остановить этот процесс спровоцируют продление финансового и экономического кризиса в так называемом постиндустриальном мире, что вызовет рост глобальной политической и военной нестабильности.

Многое говорит за то, что мир вступает в опасную фазу глобального кризиса. В Милане приводились три факта по этому поводу.

1. Условная сумма внебиржевых деривативов перевалила в 2011 году за 708 триллионов американских долларов. До краха Lehman Brothers она составляла 656 трлн.

2. Всего четыре американских банка контролируют 96% всех внебиржевых активов, размещенных в США. Четыре года назад было 80%.

3. За последние четыре года госдолг в прогрессивном секторе экономики в среднем вырос с 80 до 100% национальных ВВП, а международная торговля, аграрное и промышленное производство существенно сократились.

Очевидно, что прогресс возможен лишь при условии, что прозябающая в нищете большая часть жителей планеты сможет участвовать в глобальном развитии, разделив его плоды и общественные блага в виде лучших стандартов жизни, рабочих мест, здравоохранения, образования и культуры. «Одним из «локомотивов», способных «толкать» прорывные идеи и технологии, является предложенный русскими коллегами проект Трансевразийского коридора развития», - считает Паоло Раймонди - итальянский экономический эксперт (Италия)