Опасения ЦБ РФ о безудержном росте потребительского кредитования в стране не подтверждаются данными из других источников.
Похоже, что опасность состоит скорее в том, что платежеспособность населения существенно падает и люди начинают экономить.
Центробанк прогнозирует - в следующем году темпы банковского кредитования составят 20%, причем на 20-25% вырастут потребительские кредиты. Примерно то же прогнозирует и Standard & Poor's (18-20% в 2013 году). Fitch Ratings предполагает 15%, а Moody's вообще ждет замедления вдвое кредитования.
Большинство аналитиков говорят, что просто у банков не хватает капитала – «… они его «проели» за два года», - цитирует РБК вице-президента рейтингового агентства Moody's Евгения Тарзиманова.
Оценка развития ситуации с кредитованием важна потому, что от нее будет зависеть политика ЦБ, а значит – финансовая жизнь и банков, и просто граждан.
В связи с этим любопытна последняя работа Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ) о состоянии делового климата в розничной торговле. Исследование показывает, что на самом деле уже к концу этого года темпы роста розничной торговли замедлились. А основная причина этого кроется как раз в снижении активности в потребительском кредитовании, как со стороны банков, так и со стороны населения.
Центр отмечает, что значение индекса предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли в IV квартале 2012 года снизилось по сравнению с III-м кварталом на 1 п.п. и составило +6%.
В первом полугодии наблюдалось устойчивое восстановление торговли. Но осенью многие положительные значения показателей, характеризующие изменения объема продаж и товарооборота, перешли в отрицательную зону.
Эти выводы были получены в ходе анализа финансово-экономической деятельности 4 тысяч организаций.
Исследование показало, что главными причинами, которые способствуют торможению темпов экономического восстановления и охлаждению делового климата в целом, надо считать «масштабность детерминирующих явлений в реальном секторе и экономическом пространстве в целом, а также концентрацию относительно неблагоприятных тенденций, связанных со структурой и динамикой потребительских расходов».
К концу года существенно ослабли, как пишет ИСИЭЗ, «отдельные факторы, поддерживающие в течение 2012 г. потребительский «бум... Прежде всего, это касается ситуации, связанной с активным развитием потребительского кредитования… очевидный перегрев на потребительском рынке, наблюдающийся в течение года, демонстрирует логичную развязку, вызванную необходимостью возврата населением выданных ссуд».
Иначе говоря, наступило финансовое похмелье. Банки, кстати, отмечают рост операций по перекредитованию, когда, скажем, вместо нескольких кредитных карт с непогашенными долгами, выдается одна о банка – скупщика долгов.
Ученые отмечают, что данный этап в процессе кредитования неизбежен. Все происходящее значительно охладило потребительский пыл, и это скорректировало портфель заказов «и в результате нарушило устойчивость новообразованных посткризисных точек роста в секторе розничной торговли».
Сами коммерческие банки этой же осенью уловили новые тенденции на рынке. В IV квартале они резко снизили свою активность в потребительском кредитовании домашних хозяйств «из-за подготовки своего баланса, где должны быть соблюдены нормативы ликвидности».
ИСИЭЗ перечисляет другие факторы, ограничивающие деятельность ритейлеров: высокие налоги и недостаток собственных финансовых средств. «Доля организаций, у которых сокращались собственные финансовые ресурсы, вновь превысила долю тех, у кого они увеличились», – пишут исследователи.
Проследили ученые и результаты ухудшения делового климата в розничной торговле, в том числе - снижение прибыли и численности занятых в отрасли. По результатам обследования ИСИЭЗ, в IV квартале сокращение прибыли составило 4%, усилилась тенденция сокращения сотрудников.
Авторы работы предостерегают от поспешных выводов из их исследования, от ошибки, так сказать, в прочтении. Да, сектор охвачен негативными процессами, снижается активность, не увеличивается (по крайней мере) число рабочих мест. Но это совсем не значит, что изменился общий тренд. Аналитики ИСИЭЗ пишут, что «… укрепившийся за розницей статус одного из ключевых драйверов посткризисного восстановления российской экономики по итогам года остался неизменным… Сопоставляя результаты IV квартала 2012 г. с аналогичным периодом 2011 г., можно с уверенностью констатировать, что большинство достигнутых текущих значений показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли, превосходят результаты прошлогоднего опроса и динамику периода посткризисного восстановления в целом».
Так же они обращают внимание, что «тенденция к снижению деловой активности розничных организаций относительно III квартала приобрела довольно масштабный, но не критический характер». А одним из позитивных моментов функционирования торговых организаций, несмотря на негативную корректировку, следует считать сохранение положительной динамики заказов на поставку товаров (рост заказов на товары продолжали отмечать 24% респондентов).
Вот как комментирует исследование директор Центра Георгий Остапкович: «Несмотря на то, что завершающий квартал розница «отработала» не совсем благополучно, в целом компенсационная посткризисная бизнес-модель развития отрасли, основанная на выработанных руководителями механизмах оптимизационной стратегии, в 2012 году сработала достаточно хорошо. В течение года предприниматели, оказавшись в достаточно суровых внешних условиях, все-таки сумели воспользоваться ситуацией и извлечь для себя не только определенный финансовый результат, но и бесценный опыт осуществления торговой деятельности в фазе посткризисной конъюнктуры. Ярким тому свидетельством выступает сохранение позитивной динамики основного результирующего индикатора – индекса предпринимательской уверенности, положительное значение которого, по большому счету, свидетельствует о верном и последовательном движении по курсу, выбранному предпринимателями и направленному на восстановление и развитие возглавляемых ими торговых организаций…
Однако перспектива грядущих общемировых и российских тенденций, в конечном счете, определяющих состояние делового климата как экономики в целом, так и розничной торговли в частности, на данном этапе, вызывает большую настороженность. Следует учесть, что надежда и попытки обрести в 2012 г. фундаментальные точки роста, основанные прежде всего на стабильных макроэкономических составляющих, оказались тщетны. Факторы роста, обеспечивающие реальную поддержку рознице в течение года, вновь отличилась неустойчивостью и непостоянством, что при малейшем дисбалансе некоторых из них, вновь откинуло многие положительные результаты в область отрицательных значений».
Г. Остапкович ставит вопрос: насколько хватит потенциала и изобретательности у предпринимателей и дальше продолжать виртуозное движение в лабиринте бесконечных конъюнктурных составляющих? И говорит о возможности реализации различных сценариев.
Однако он предлагает не замыкаться на плохом. «Негативный сценарий развития отрасли в 2013 году может быть обеспечен только лишь при многофакторном и единовременном воздействии таких лимитирующих явлений, как ослабление динамики доходов населения и замедление потребления; коррективы в структуре потребительского спроса (включение жесткой экономии домохозяйств); нестабильность и непредсказуемость рыночной конъюнктуры для компаний потребительского сектора; жесткий характер монетарных и инфляционных процессов; возможные изменения в политике ЦБ и, как следствие, снижение кредитной активности населения; ужесточение налоговой политики, а также неблагоприятные климатические условия».
Очевидно, что мало шансов на одновременную работу всех этих факторов. А потому, делает вывод Г. Остапкович, скорее «… становление сектора будет продолжено именно по благоприятному сценарию, лейтмотивом которого станут устойчивые и поступательные процессы в отрасли»