Обычно при упоминании Якутии в голове возникает стандартная картинка – алмазы, мамонты, вечная мерзлота. А жители этого региона сразу добавляют – «и облака». Облака в бледном майском небе над Якутском, впрочем, не показались мне такими уж выразительными, но целью поездки были не атмосферные явления, а Северо-Восточный федеральный университет имени К.К. Амосова, где 12 мая запустили образовательное облако. Свои разработки университету предоставили компании INLINE Group, отвечавшая за аппаратную часть, и РСК, разработавшая облачную образовательную платформу «РСК Универсум». Также активную поддержку (правда, не финансовую) и консультирование проекту оказывала корпорация Intel.

На пресс-брифинге, посвящённом промышленному запуску Единого информационного сервисного пространства (ЕИСП) – именно так в СВФУ называется облачная образовательная платформа, – московских и якутских журналистов познакомили с её особенностями и с трудностями, которые встретились интеграторам и разработчикам системы.

Константин Семёнов: «Несмотря на природные и технологические трудности, Якутия находится на 27-м месте среди российских регионов по уровню готовности к информационному обществу»

Обстоятельное выступление Константина Семёнова, председателя госкомитета Республики Саха по связи и информатизации, эти трудности объяснило. Якутия, хоть и не остров, несколько месяцев в году почти отрезана от «большой земли» – ленские ледоходы и ледоставы вкупе с распутицей серьёзно затрудняют наземное сообщение даже со столицей региона, не говоря уж об улусах (районах). Самые дальние улусы расположены, как здесь шутят, «на самом южном берегу самого северного океана» и дорог, иначе как зимой, там нет. Вечная мерзлота превращает вполне обыкновенную задачу прокладки магистральных линий связи практически в подвиг: даже летом грунт оттаивает от силы на два-три метра и кабель не закопать, а трескучие морозы и сильные ветры зимой угрожают воздушным линиям. По словам Семёнова, треть из 445 якутских муниципальных образований не имеют каналов связи, необходимых для обеспечения самых элементарных требований, – во многих поселениях даже 64-килобитный канал считается за счастье, тогда как стандарт программы «Информационное общество» требует как минимум двух мегабит, которые есть только в Якутске, да и то не везде.

Проблемы не только в климате: все удалённые дальневосточные регионы (Камчатский край, Чукотка, Якутия и Магаданская область, а также часть Приморья) пользуются всего двумя спутниками связи, ресурсы которых расписаны посекундно и до последнего байта. Когда в 2011 году Роскосмос объявил о потере новых спутников, разочарование жителей Северо-Восточной Сибири нормативной лексикой описывалось с трудом.

Трудности со связью объясняют и не самые высокие позиции СВФУ по количеству и качеству подготовки IT-специалистов в сравнении со столичными и крупными региональными вузами, но работа в этом направлении ведётся. В конце ноября 2011 года специалисты INLINE Group установили здесь вычислительный кластер «Ариан Кузьмин». А в рейтинге готовности российских регионов к информатизации Якутия, несмотря на суровую природу и технические проблемы, никогда не была на последних строчках, а за 2010 год поднялась в этом списке на целых тридцать две позиции: с 59-го на 27-е место, обогнав куда менее суровые края. И даже оптоволокно к Якутску наконец подтягивается, вместе с железной дорогой, которую планировали построить ещё чуть ли не при Сталине. Впрочем, несмотря на то, что кабельщики «Транстелекома» буквально на днях преодолели Лену (трасса железной дороги идёт по правому берегу, от БАМа через Алдан и Кёрдем до станции Нижний Бестях практически напротив Якутска), оставшиеся до города 25 километров будут пройдены в лучшем случае к наступлению 2013 года.

Сергей Неустроев: «Изолированность и дороговизна вынуждают нас создавать собственный контент»

Первый проректор СВФУ по финансово-экономической и коммерческой деятельности Сергей Неустроев, курирующий проект ЕИСП со стороны университета, подчеркнул, что «изолированность Якутии и дороговизна каналов связи заставляют нас создавать собственный контент». Он сообщил, что реализация проекта обошлась университету примерно в 120 миллионов рублей, 80 процентов которых были затрачены на модернизацию телеком-инфраструктуры и центров обработки данных. Также он рассказал о ходе проекта, выполненного в рекордные сроки: от начала разработки концепции до запуска системы в промышленную эксплуатацию прошло всего полгода. В СВФУ создали временный творческий коллектив (ВТК), в который вошло более двух десятков человек, из них 13 – сотрудники вуза.

Состав временного творческого коллектива проекта ЕИСП. Слайд из презентации Сергея Неустроева

За первые 3 недели работы ВТК все преподаватели перенесли в систему материалы для шести курсов: аналитическая химия и физико-химические методы анализа, геометрия, информатика, основы программирования, химия, экология и рациональное природопользование. Это порядка 500 различных электронных материалов: лекций, практических занятий, тестов, общих документов, демонстрационных приложений. За полтора месяца в опытной эксплуатации облачной образовательной платформы участвовали 154 студента из 12 групп. Первыми новую систему будут использовать в учебном процессе студенты и преподаватели трех подразделений СВФУ: Института математики и информатики, биолого-географического факультета и Физико-технического института.

Далее планируется развитие и расширение круга преподавателей и студентов, подключение новых рабочих мест, типов устройств доступа, создание новых сервисов в системе. Так, 10 мая начато массовое обучение работе с системой преподавателей первых и вторых курсов, а это 997 человек. Они в свою очередь обучат студентов начальных курсов, которых в СВФУ насчитывается четыре тысячи. А в течение последующих двух лет облачные технологии внедрят во всех подразделениях университета, в которые входит не только кампус в Якутске, но и три филиала – в Мирном и Нерюнгри, а также в Анадыри (кстати, анадырский филиал СВФУ – первое высшее учебное заведение в истории Чукотки). А в планах университета до 2030 года – увеличить число студентов до 30 тысяч, причём привлекать их не только из Якутии и российских регионов, но и из-за рубежа, главным образом из Юго-Восточной Азии. Уже сейчас в СВФУ учатся студенты из 27 российских регионов, включая Чеченскую Республику, а также из Белоруссии и Южной Кореи. Будет развиваться и дистанционное обучение – например, уже сейчас ведут переговоры с преподавателями южнокорейских вузов.

Однако, несмотря на размытие границ между очным, заочным и дистанционным обучением, внедрение информационных технологий в образовательный процесс не умаляет преимуществ поточной аудитории – непосредственный контакт преподавателя со студентами вряд ли заменит даже двусторонняя видеосвязь.

Владимир Янушкевич: «Проект в СВФУ – один из сложнейших среди российских вузов»

Владимир Янушкевич, первый заместитель генерального директора INLINE Group, построившей суперкомпьютерную инфраструктуру на компонентах hp, отметил, что этот проект был одним из крупнейших и сложнейших в российских вузах с точки зрения инфраструктуры. В процессе работы необходимо было параллельно согласованно решать самые различные задачи: системного проектирования, модернизации инфраструктуры, внедрения прикладного ПО и поставки устройств доступа к информации. Кроме того, необходимо было обеспечить задел на будущее и максимальный уровень информационной безопасности. Но проделанная работа уже начала приносить эффект.

С запуском Единого информационного сервисного пространства каждый студент и преподаватель получает возможность управлять своим учебным профилем, находясь в любой точке мира, особенно после того, как заработает наземная оптоволоконная магистраль, связывающая якутские сети с внешним миром. Например, преподаватели могут дистанционно контролировать, как студент выполняет задания, комментировать отправляемые материалы и документы. Пользователь системы имеет возможность в любое время посмотреть расписание занятий, ознакомиться с вузовскими новостями, новыми приказами и прочей важной информацией. Также студенты и преподаватели могут свободно обмениваться документами и общаться в виртуальном пространстве. Для этого INLINE Group реализовала проект модернизации телекоммуникационной сети СВФУ, призванной обеспечить бесперебойную круглосуточную работу системы ЕИСП при любых климатических условиях и неуклонно растущих запросах ее пользователей.

Информационная инфраструктура СВФУ. Слайд из презентации Владимира Янушкевича

Так, студенты будут иметь доступ к университетской сети не только из учебных корпусов, но и из общежитий. Те из них, кто не могут купить компьютер (таких студентов, особенно среди приехавших из отдалённых улусов, не так уж мало), безвозмездно получают от университета «социальные» ноутбуки в полное неограниченное пользование. Наработанные за время обучения материалы не пропадут – выпускники вуза даже по окончании обучения будут иметь свободный глобальный доступ ко всей своей информации.

Алексей Шмелёв: «Облачная платформа «РСК Универсум» позволяет минимизировать затраты на лицензионные отчисления за используемое ПО»

Алексей Шмелёв, исполнительный директор группы компаний РСК, рассказал о подробностях реализации программной части проекта. В отличие от проекта ПВК в Южно-Уральском государственном университете, опыт разработки которого был учтён, облачное решение в СВФУ базируется на свободном программном обеспечении и включает более чем солидное число не только собственно учебно-методических, но и служебно-информационных компонентов. Ключевая особенность образовательной платформы «РСК Универсум» – независимость от типа клиентского устройства и платформы клиента, для работы в университетском «облаке» подходит совершенно любой браузер. Всеми вычислениями занимается центр обработки данных, которому по силам даже самые «тяжёлые» 3D и CAD-приложения. Все данные хранятся в «облаке», и при сбоях на стороне пользователя его работа не страдает (само «облако» от сбоев защищено многоуровневым резервированием и систем хранения данных, и электропитания, и собственно аппаратных компонентов). Облачно-кластерный подход выгоден и с точки зрения лицензирования коммерческого программного обеспечения – в этом случае не нужно закупать лицензии на каждое устройство или каждого пользователя, достаточно ограничиться числом лицензий, соответствующих числу одновременно работающих пользователей. То есть даже если с неким программным комплексом работает всего, например, двести студентов, а одновременно его использует во время занятий только 30 из них, в итоге нужно закупать именно 30 лицензий, что позволяет университетам сэкономить немалые средства и повысить эффективность учебного процесса.

Автоматизированное рабочее место ректора, продемонстрированное в ходе презентации, предоставляет высокому начальству возможность отслеживать не только макропоказатели. При необходимости можно в мельчайших деталях и моментально ознакомиться со всей деятельностью каждого студента, вплоть до конкретных ответов в произвольно взятом тесте, и узнать подробности о посещаемости без отправки запросов в деканаты и на кафедры, сведя на нет сверхурочную бумажную работу.

Ректор СВФУ Евгения Михайлова со своего рабочего места может видеть не только общую картину жизни вуза, но, при необходимости, наблюдать за подробностями учёбы каждого студента

Для РСК внедрение платформы «РСК Универсум» в Якутске – второй по счёту проект, реализованный в крупном региональном вузе. Возникает логичный вопрос – возможно ли частичное объединение облачных кластеров разных вузов, тем более что министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не так давно посетовал на слабое горизонтальное взаимодействие российских вузов. В случае с СВФУ и ЮУрГУ от облегчённого объединением IT-систем сотрудничества автору этой статьи видится вполне прямая практическая польза. Например, якутские специалисты могут помочь челябинским в разработке морозостойких материалов, основываясь на опыте их непосредственного применения на месторождениях Нерюнгри и Мирного, а уральские экологи смогут поделиться своим опытом с якутскими студентами. А при дальнейшем развитии системы и внедрении её по примеру Челябинска в школах учащиеся из разных концов страны смогут получить куда более широкое и глубокое представление о её природе и особенностях разных регионов. Алексей Шмелёв на это ответил, что реализовать такой проект вполне возможно, а объединение университетских облачных кластеров позволит создать единое всероссийское образовательное пространство.

Николай Местер: «Многие инновации в российском образовании инициирует именно Intel»

Директор по развитию корпоративных проектов Intel в России и СНГ Николай Местер, несмотря на то, что этот проект корпорация не спонсировала, а обеспечивала скорее идеологическую поддержку (впрочем, кластер СВФУ построен на процессорах Intel Xeon), напомнил присутствующим, что она выступает инициатором многих инноваций в образовании как во многих регионах мира, так и в России, и проиллюстрировал это на различных примерах. Облачный проект в СВФУ – ещё одно тому подтверждение.

Студенты группы ПП-11 биолого-географического факультета готовятся к тестированию, проводимому с использованием возможностей платформы «РСК Универсум». Кстати, ноутбуки, которыми они пользуются, – как раз «социальные»

Однако никакие слова и презентации не заменяют реального мнения самих пользователей. На открытом занятии одной из групп экологов-первокурсников (они сдавали промежуточный тест) журналисты смогли пообщаться со студентами и преподавателями, участвующими в испытаниях ЕИСП. В целом нововведениями все довольны, хотя доцент кафедры общей и физической химии биолого-географического факультета СВФУ Светлана Степанова заметила, что для неё процесс обучения работе в новой системе был не самым простым, а студенты, возможно, несколько активнее, чем хотелось бы, пользуются встроенными в ЕИСП средствами общения. Тем не менее, по её словам, разработчики учитывают все пожелания и преподавателей, и студентов. Главная претензия именно с точки зрения химиков сейчас состоит в том, что очень затруднён ввод формул. Пока тесты ограничиваются простым выбором вариантов или текстовыми ответами – всё в порядке, но если студенту нужно в качестве ответа вписать сложную формулу, возникают проблемы. Впрочем, эту проблему разработчики обещают в скором времени решить.

Преподаватель химии Светлана Степанова сетует на трудности с вводом химических формул, но уверена, что недостатки новой системы будут быстро исправлены

В целом новой системой, несмотря на то, что её внедрение только началось, в вузе весьма довольны и рассчитывают, что внедрение её в полном объёме в корне изменит учебный процесс, позволит сделать его максимально интерактивным, полностью персонализировать и в итоге готовить специалистов, которые будут востребованы не только в современном мире, но и в будущем