Представленные Росстатом итоги очередного выборочного обследования потребительских ожиданий населения России показали, что в IV квартале минувшего года потребительская уверенность россиян снизилась.

Таким образом, ее падение длилось два квартала подряд. Это неприятная весть для импортеров и производителей товаров народного потребления и торговли. Это нехороший сигнал и для экономики в целом, поскольку ее рост в значительной степени поддерживался потребительской активностью населения.

Совокупные потребительские ожидания населения Росстат отражает индексом потребительской уверенности. В IV квартале 2012 г. по сравнению с III кварталом он снизился на 2 п.п. и составил –8%. Кварталом ранее также наблюдалось аналогичное снижение индекса, что отражает реальную тенденцию, которую фиксировала статистика, — замедление роста потребительской активности россиян. Это был один из поводов для экспертов делать неутешительные прогнозы по поводу развития экономики, поскольку относительно высокий ее посткризисный рост во многом определялся активизицией потребительских расходов населения.
Статистика непременно зафиксирует резкий взлет розничной торговли в декабре, но это тот случай, когда необходимо делать большую поправку на сезонный фактор — предновогодние траты, как всегда, сделают торговле «годовой план».
Кстати, нынешние значения индекса потребительской уверенности держатся примерно на уровне 2004—2005 гг. Правда, тогда темпы прироста ВВП были вдвое выше — в районе 6—7%.
Напомним, что этот индекс итоговый — вычисляется на базе пяти других частных индексов. Так вот, на снижение его уровня в IV квартале 2012 г. наиболее существенно повлияло падение индексов произошедших изменений в экономике России и личном материальном положении за год.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился по сравнению с III кварталом ушедшего года на 1 п.п. до –3%.
Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 19% опрошенных (в III квартале 2012 г. — 20%). Доля респондентов, отрицательно оценивших ожидаемые изменения в экономической ситуации, увеличилась до 23% (в III квартале — 22%).
Индекс произошедших изменений в экономике России понизился на 4 п.п. и составил –7% против –3% в III квартале 2012 г.
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 17% (21% — в III квартале), удельный вес отрицательных оценок увеличился до 29% — с 25% кварталом ранее, доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России по сравнению с III кварталом не изменилась, осталась на прежнем уровне — 53%.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с III кварталом 2012 г. не изменился и составил –3%.
Соотношение пессимистических и оптимистическиx прогнозов ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с III кварталом также не изменилось: доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев улучшится, составила 13%, ухудшится — 17%.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился в IV квартале на 3 п.п. — до –8%.
Удельный вес респондентов, положительно оценивших изменения в своем материальном положении в течение года, составил 14% (в III квартале — 16%). Доля респондентов, посчитавших, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 27% — с 25% кварталом раньше.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 2 п.п. и составил –19% против –17% в III квартале 2012 г.
Индекс благоприятности условий для сбережений хотя и не входит в расчет главного индекса, но имеет самостоятельную ценность. В IV квартале 2012 г. он снизился на 3 п.п. и составил –36%. Это должно огорчить банкиров, но и может ободрить торговцев — если деньги у людей есть, значит, предпочтут потратить их на товары. Однако снижение обоих индексов вызывает настороженность относительно наличия этих денег в прежнем количестве.
Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с III кварталом 2012 г. наблюдалось у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет) на 3 п.п., у лиц старшего возраста — на 2 п.п., у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 1 п.п.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом снизился у молодежи с 6 до 2%, у лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе — остался без изменений (–2% и –8% соответственно).
Для поддержания душевного равновесия по поводу потребительских чаяний напомним, что самое низкое значение индекса потребительской уверенности Росстат обнаружил в IV квартале 1998 г. — в разгар все еще памятного дефолта (–58%). Для сравнения: на пике прошлого кризиса — в I квартале 2009 г. — индекс составил –35%. За время отслеживания потребительских ожиданий россиян было всего три случая, когда индекс имел положительные значения — в II квартале 2007 г. (0,2%), а также в I и III кварталах 2008 г. (0,4 и 1% соответственно) — аккурат перед кризисом. Высокая потребительская уверенность тоже навевает тревогу.